Экстренная новость
Значение утренней гимнастики для детей дошкольного возраста
Дошкольный период является временем, когда закладывается
фундамент физического психического и нравственного здоровья.
Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние
здоровья и развитие детей физическое воспитание по
интенсивности занимает особое место. В приобщении малышей к
здоровому образу жизни особое значение имеет овладение ими
основами гигиенической и физической культуры.
Задача физического воспитания дошкольников – сформировать у
них устойчивую привычку к систематическим занятиям
физическими упражнениями. Важная роль в решении этой задачи
отводится утренней зарядке. Хотя утренняя зарядка в ДОУ и
непродолжительна по времени, она компенсирует до 5% суточного
объема двигательной активности детей и рассматривается как
важный элемент двигательного режима. Ежедневное выполнение
комплекса утренней зарядки – это тот минимум двигательной
активности, который должен стать элементом личной физической
культуры каждого ребенка. Особое место утренней зарядки в
режиме дня обусловлено той важной ролью, которую в суточном
биологическом ритме человека играет переход от сна к
бодрствованию, от отдыха к активной деятельности.
Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и
воспитания детей. У малышей, систематически занимающихся
утренней гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется
чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается
работоспособность.
Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят, совершенно
особенные, задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка,
настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно
влиять на мышечную систему, активизировать деятельность
сердечной, дыхательной и других функций организма,
стимулировать работу внутренних органов и органов чувств,
способствовать формированию правильной осанки, хорошей
походки, предупреждать возникновение плоскостопия. Также она
ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность
каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта
полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь. Утренняя
гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду,
способствует четкому выполнению режима дня.
Систематическое проведение ее под руководством взрослого
постепенно воспитывает у детей привычку к физическим
упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями,
положительными эмоциями, повышением жизненного тонуса.
После пробуждения утренняя гимнастика, заключающаяся в
выполнении специально подобранных физических упражнений,
постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное
состояние. Выполнение физических упражнений усиливает
возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей
центральной нервной системы. Целый поток импульсов, идущих в
головной мозг от всех рецепторов: зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, — вызывает и восстанавливает
работоспособность нервной системы и жизнедеятельность
организма в целом.
Упражнения утренней гимнастики развивают мускулы, их силу,
гибкость, подвижность суставов, улучшают работу
координационных механизмов, влияя на воспитание правильной
осанки, углубляют дыхание, усиливают кровообращение,
содействуют обмену веществ. Бег, прыжки в заключение
гимнастики тренируют сердце и легкие, приручая их к
относительной выносливости.
Утренняя гимнастика воспитывает у детей внимание,
целеустремленность, способствует повышению умственной
деятельности, вызывает эмоции и радостные ощущения.
Выполнение детьми физических упражнений на свежем воздухе
или в чистом помещении с открытыми фрамугами, окнами в
сочетании с водными процедурами (обтирание, обливание, душ)
дает наибольший оздоровительный эффект: улучшает общее
состояние и функциональные возможности нервной системы,
укрепляет и закаляет ее, способствует уравновешению
возбудительных и тормозных процессов, улучшает обменные
реакции, вырабатывает иммунитет к простуде и инфекционным
заболеваниям, вызывает у детей ощущение свежести, легкости,
радости.
В целях закаливания организма детей температура воды
систематически, но постепенно снижается; при этом строго
соблюдается индивидуальный подход к каждому ребенку в
соответствии с указанием врача.
Таким образом, утренняя гимнастика во взаимосвязи с
закаливающими процедурами является важным, многосторонним
физкультурно-оздоровительным процессом, повышающим и
сохраняющим в течение дня жизнерадостное состояние ребенка